06.04.2024

Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей. Какую птицу выбрать для ребенка Тема птицы для детей 2 3 лет


Чем отличаются зимующие от перелетных птиц? Красивые картинки птицы, простые рассказы про каждую птичку и вопросы для викторины на тему «Птицы». Чем дальше уходит прогресс науки и техники, тем более оторванными от окружающей природы растут наши детки.

Порой они не могут сказать, как называются даже часто встречающиеся в пределах города растения и птицы, что уж говорить об обитателях дикого леса, особенно – зимнего леса, в котором еще реже, чем в летнем, доводится бывать ребятишкам. Поэтому каждому малышу будет полезно провести занятие на тему птицы зимой.

Тематический урок для детей «зимующие и перелетные птицы»

Тематический урок строится очень просто, если при этом используются изображенные на фотографиях или рисунках зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей просто необходимы, иначе они не смогут сформировать устойчивые зрительные образы и запомнить новую для них информацию. Зрительное восприятие обычно хорошо развито уже в дошкольном возрасте, поэтому начинать изучение подобного материала можно с ребятишками-дошкольниками.

Занятие на тему зимующие птицы традиционно начинается с простого вопроса – почему зимой птицам становится сложно жить в холодных краях? Так мы озвучиваем главную проблему урока и ищем ее решение.

Обычно детки предлагают варианты ответов, указывающие на некомфортные условия жизни зимой: холод, боязнь замерзнуть. Опровержением этой теории служит тот факт, что у птичек хорошо развито оперение, а значит – холод им не страшен. (Вспомним гусиный или лебяжий пух, которым набивают пуховые куртки – теплую зимнюю одежду, которую с удовольствием в любой мороз носят люди).

Плавно подводим ребенка к размышлениям о том, какие еще есть потребности у каждого представителя царства животных, в том числе – птицы. Выходим на ключевую потребность живого организма – питательные вещества, и вспоминаем, что обычно входит в рацион птиц: насекомые, ягоды и другие плоды.

Загадки про птиц:

Чтобы лучше запомнить полученную информацию, предложите ребенку сыграть в своеобразную викторину – вы задаете вопросы-загадки, а он называет птичку и находит ее изображение среди фотографий. Вопросы могут такого плана:

  1. Птичка-рыбак, любитель мелких рыбок (зимородок).
  2. На холме сидит, добычу сторожит. Только муха показалась – сразу в клюве оказалась (мухоловка).
  3. Над полями, над лугами в небе пролетает, песню мелодичную громко распевает (жаворонок).
  4. Этому пернатому не лень в дереве жучков искать весь день (дятел).
  5. И вверх и вниз по стволу проползет, пока себе еду не найдет (поползень).
  6. По ночам поет и подражает птицам ловко маленькая (камышовка).
  7. Зимой его видно прекрасно: не спрячешь в снегу окрас ярко-красный (снегирь).
  8. Птица мира и добра, обитатель города (голубь).
  9. Любит крупных насекомых этот маленький гурман: куст колючего растения он превращает в ресторан (жулан).
  10. Зимой по елкам, лиственницам, соснам пускается он в тур (щур).
  11. Всех червяков найдет на пашне этот шустрый удалец (скворец).
  12. Зимой везде, где сохранились ягоды рябины, его услышать можно трель (свиристель).
  13. Живет в дупле девица – яркая птица (синица).
  14. Под карнизом строит дом и живет счастливо в нем (ласточка).
  15. В поисках корма скачет по полянке маленькая, шустрая (зарянка).
  16. Где угодно корм найдет, а если надо – украдет (ворона).
  17. Маленький и робкий, живет вблизи людей (воробей).

Такие простые вопросы с подсказками помогают деткам усвоить основную информацию.

Перелетные птицы картинки для детей

Зимой все насекомые прячутся от холода – следовательно, птичкам, которые питаются исключительно этим видом корма, приходится улетать в теплые края. К этой группе относятся (показываем картинки и изучаем птиц, кочующих из одного климатического пояса в другой):

  • Мухоловка – невзрачная с виду, но очень проворная птичка. Она ловит свою добычу прямо на лету, выслеживая ее с открытого холма или другой возвышенности.

  • Садовая камышовка – голосистая птичка, любительница устраивать ночные концерты, имитируя голоса других птиц. Питается исключительно насекомыми.

  • Скворец – хорошо знакомый ребятишкам обитатель многочисленных весенних новостроек – скворечников. Старается селиться неподалеку от человека, так как любит полакомиться фруктовыми плодами, зерном и червяками, выбрасываемыми на поверхность земли во время вспашки. Хорошо поет, может подражать голосам других пернатых.

  • Ласточка – прежде обитала в скалистых местностях, но хорошо приспособилась к жизни в городе. Относится к числу ловких охотников, схватывая добычу – насекомых – прямо в воздухе. Отличительной особенностью ласточек служит умение строить уникальные гнезда под навесом крыши какого-нибудь здания. Эти гнезда формируются из комочков земли, которые склеиваются между собой клейкой слюной птицы. Изнутри кладется мягкая подстилка – трава, шерсть. В одно гнездо пара ласточек может возвращаться несколько лет подряд, ремонтируя его при необходимости.

  • Зарянка – яркая птичка, которая предпочитает жить на поверхности земли, в зарослях травы или невысокого кустарника. Передвигается прыжками, выискивая червей, улиток и других насекомых. Считается одним из самых голосистых певцов.

  • Жулан – тихая птичка, которая любит полакомиться крупными насекомыми. Чтобы добычу было удобнее кушать, она накалывает ее на шипы растений или колючую проволоку, а затем отщипывает небольшие кусочки.

  • Жаворонок – один из самых громкоголосых представителей пернатых, обитающий на открытых местностях. Маскироваться от хищников ему помогает окраска, которая сливается с общим фоном травы и почвы. В отличие от других перелетных птиц, он питается семена травы и злаков (пшеницы, ржи, гречихи, проса), которые зимой невозможно достать из-под снежного покрова.

  • Зимородок – небольшая птичка, живущая неподалеку от водоемов. Рыбак по натуре, он питается мелкой рыбой, лягушками, пресноводными креветками и водяными насекомыми (в день может съедать около десятка мелких рыбешек). Вынужден улетать зимой, потому что водоемы в это время перемерзают.

Зимующие птицы картинки для детей

А вот птички, чей рацион более разнообразен и неприхотлив, могут постоянно жить на одном и том же месте. К ним относятся:

  • Дятел – знаменитый борец с вредителями леса. Добывая из-под коры деревьев личинок и вредных насекомых, он строит тем самым домики (дупла) для других птиц и мелких животных – синичек, мухоловок, белок. В зимнем лесу чувствует себя прекрасно, потому что насекомые впадают в оцепенение, и доставать их становится проще.

  • Снегирь – красногрудый красавец, обитатель лесов, садов и парков. Зимой яркая окраска делает его более приметным, поэтому существует заблуждение, что снегири прилетают в наши края только с наступлением холодов. Питается он семенами, почками и некоторыми насекомыми. Из таких ягод, как рябина и калина, выедает только семена, оставляя мякоть.

  • Щур – близкий родственник снегиря, певец по натуре. Любит семена хвойных деревьев, поэтому зимой, объединяясь в стайки, щуры путешествуют по хвойным лесам, собирая урожай.

  • Воробей – один из самых хорошо известных наших соседей, питается любым растительным кормом, который может найти неподалеку от человеческого жилья: злаками, ягодами, почками деревьев и отходами продуктов. Зимой нуждается в помощи человека.

  • Синица – санитарка леса, которая помогает деревьям избавиться от насекомых-вредителей. Летом питается исключительно насекомыми, но зимой охотно кушает семечки подсолнуха, мясные и молочные продукты, выброшенные человеком.

  • Ворона – шумная всеядная птица, любительница украсть яйца или добычу у других животных и птиц. Зимой нередко ищет себе пропитание на свалках и помойках.

  • Свиристель – таёжный житель с уникальной окраской крыльев: кончики самых больших перьев на них окрашены в ярко-красный цвет, что заметно только при близком рассмотрении. Живет в больших стаях, летом питаясь насекомыми (ловит их на лету), ягодами и молодыми побегами, а зимой – оставшимися на поверхности ягодами, в том числе рябиной. Поэтому в холодное время года часто перебирается в дачные и садовые территории.

  • Голубь – любимец детей и взрослых, которые нередко балуют его семечками и кусочками хлеба на площадях и в парках. Кушает в основном растительную пищу, но летом не отказывается и от насекомых. От других птиц отличается умением пить воду, втягивая ее, как это делает человек через соломинку, тогда как другим пернатым приходится набирать в клюв несколько капелек воды и запрокидывать головку вверх, чтобы жидкость попала внутрь.

  • Поползень – маленький лесной обитатель, который в поисках своей основной пищи – насекомых – карабкается туда и обратно по стволам деревьев, в том числе вниз головой. Ближе к осени переходит на растительную пищу – семена и плоды. Любит орешки и желуди, из которых извлекает сердцевинку, продалбливая клювом отверстие. Делает из семян запасы, пряча их в щелях коры деревьев и прикрывая сверху кусочками мха и лишайников.

Конспект НОД для детей 3-4 лет по теме «Домашние птицы».

Цель: Закрепить знания о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц.

Задачи:

Воспитывающие:

Продолжать формировать у детей эмоциональную восприимчивость и отзывчивость.

Развивающие:

Закреплять знания о домашних птицах и частях тела (туловище, голова, крылья, хвост, клюв) и способе передвижения, слова – действия (клюёт, летает).

Обогащать опыт детей средствами выражения адекватных эмоций.

Развивать мелкую моторику пальцев, внимание.

Обучающие:

Учить узнавать знакомые голоса птиц, развивая слуховое восприятие, внимание, мышление.

Словарь: Домашние птицы, цыплёнок, утёнок, курица, утка, крылья, перья, лапы, хвост, гуси, петух, индюк, курятник, сарай, кря-кря, пи-пи-пи, ко-ко-ко, ути – ути - ути, цып – цып – цып, кормят, зерно, семечки, трава.

Оборудование: игрушечные цыпленок и утенок, макет птичьего двора, картинки с изображением домашних птиц, птичьего двора, корма для птиц, зерна фасоли и кукурузы, шапочки цыплят, курицы, корзинка.

Ход НОД

Воспитатель: Посмотрите, дети кого нам с утра принес Медвежонок в корзинке. (Дети рассматривают содержимое корзинки: игрушечные утёнок и цыпленок) Кто это?

Дети: Утенок и цыпленок.

Психогимнастика «Маленькая птичка»

(Развитие мышечного контроля.)

Дети берут в руки птенчиков и держат их бережно, ласково.

Воспитатель: Ребята, их принес медвежонок из леса, они потерялись, а они могут жить в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Они потерялись и ищут маму. Где они живут?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением птичьего двора.

Воспитатель: Если они живут возле дома, значит они домашние.

Рассматривают: есть лапы, крылья, клюв, перья, хвост.

Воспитатель: Это птицы. Если они живут возле дома, то это домашние птицы. Посмотрите, что это у меня в руках?

Дети: Перышко

Воспитатель: Какое оно?

Дети: Лёгкоe ,пушистое.

Воспитатель: Оно лёгкое и летает.

Дыхательное упражнение «Чье перышко выше»

(Дети дуют и пытаются удержать перышко в воздухе)

Воспитатель: Как называются домики, в которых живут утки и куры?

Дети: Сарай, курятник.

Воспитатель предлагает детям найти на картинке маму для потерявшихся птенцов.

Дети находят и называют: Курица, утка.

Минутка здоровья «Уточки»

(укрепление свода стопы)

Ути – ути –уточки, уточки-малюточки.

С ножки на ножку идут понемножку.

(ходить на наружных краях стоп)

Воспитатель: А по голосам сможете угадать, кто живет в сарае?

Игра «Кто живет у нас в сарае?»

Дети по звукоподражаниям угадывают обитателей.

(кря-кря, пи-пи-пи, ко-ко-ко…)

Воспитатель: А как подзывают этих птиц?

Дети: ути – ути - ути, цып – цып - цып.

Воспитатель: Чем кормят домашних птиц?

Игра «Кому что?»

Дети подбирают из предложенных картинок, то, что едят домашние птицы.

(Зерном, семечками, травой и др.).

Воспитатель: Посмотрите, дети, кто еще живет на птичьем дворе (Рассматривают других домашних птиц: гуси, индюки, петухи.)

Игра «Накормим птиц»

Воспитатель: Дети, уточка и курица рассорились из-за корма, помогите разобрать зерна: вот в эту тарелку складываем кукурузу для курочки, а вот здесь складываем фасоль.

(дети сортируют семена кукурузы и фасоли)

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких цыплят и поиграть.

Игра «Курица и цыплята».

Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой. (Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста)

Воспитатель: Домашние птицы очень любят есть червячков, давайте приготовим для них вкусное угощение

Составила: Рзаханова З.М.

Софья Михальчук

Воспитатель:

Здравствуйте, давайте разомнем наши пальчики.

Пальцы сжаты в кулак, выставляем большой палец

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел

Выставляем указательный

Указательный с порога

указал ему дорогу

выставляем средний и т. д.

Палец средний самый меткий

Сливы он сбивает с ветки

Безымянный помогает

А мизинчик господинчик

В землю косточки сажает

Сегодня мы с вами отправимся в лес. А кто живет в лесу? (ответы детей) Да, а еще там живут разные птицы. Давайте посмотрим какие.

Воспитатель показывает цветные иллюстрации утки, петуха, кукушки, соловья.

Рассматриваем картинки, воспитатель обобщает наблюдения детей: посмотрите, кукушка пестрая, утка желтая, соловей каштановый. У них у всех есть клювы, перья, когти.

Обсуждаем, что у утки перепонки на лапах и поэтому она может плавать, а кукушка нет.

Давайте теперь послушаем как поют птицы:

Физкультминутка.

Танцуем под песню А. Ярановой "Жу-жу"

Садимся на подушки и выполняем движения.

Под песню "На диване" Е. Железновой

Игра "Угадай зверя"

Выполняется сидя, стучим кулаками по коленям. Ритм1: По очереди стучим кулаками по коленям. Так скачет медведь (в медленном темпе). Ритм2: Одновременно хлопаем по коленям. Так скачет заяц (в быстром темпе). Ритм3: Одновременно хлопаем по коленям, потом правой рукой по левому колену, потом опять 2-мя руками одновременно. Так скачет заяц-сын. Ритм4: Пальцы обеих рук бегут по коленям. (А вот так бегут комарики).

Теперь показываем еще раз, стучим по спине ребенка ритм и просим угадать, кто скачет?

Творческая мастерская.

Выдаю детям заготовку птички, предлагаю сделать ей перышки и подарить маме.

Материал: картон и пластилин.

Публикации по теме:

Карепова Л. Ю. учитель дошкольного учреждения ” Raadiku”, г. Таллинн, 2017 Лэпбук или тематическая папка - это самодельная папка с различным.

Наступила весна. Вернулись из тёплых краёв перелётные птицы. Тепло и радостно на душе от их весенних трелей. Чтобы больше узнать о жизни.

Задачи приоритетной образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие; развитие продуктивной деятельности детей (совершенствовать.

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей 3–4 лет «Птицы зимой» Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей 3-4 лет «Птицы зимой» Цель: Формировать диалогическую речь детей.

Конспект занятия для детей 3–4 лет «Наши друзья птицы» Форма организации: групповое занятие (10 чел) Цель: познакомить детей с некоторыми зимующими птицами: снегирём, синицей, сорокой, голубем,.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 3–4 лет Тема: «Домашние птицы» Конспект занятия по познавательному развитию для детей 3-4 лет Тема: «Домашние птицы» Задачи: создать условия для формирования знаний о.

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей 4–5 лет «Птицы зимой. Согласные звуки [м], [м’]» План-конспект занятия по грамоте №16 Для детей 4-5 лет на тему: Согласные звуки [м],[м’] (Согласики М,М’) Тема недели: Птицы зимой Дата.

Технологическая карта организованной учебной деятельности по русскому языку для детей 5–6 лет «Домашние птицы» г. Караганда КГКП ясли-сад «Карлыгаш». Сакилбаева Д. К - учитель русского языка. Технологическая карта организованной учебной деятельности.

Здравствуйте, дорогие родители прекрасных малышей. Предлагаю сегодня поближе познакомить наших карапузиков с птицами.

Сегодняшние тематические занятия для детей - «Птицы» посвящены преимущественно диким птицам, а о домашних поговорим в одной из следующих статей, так что не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить новых занятий.

Итак, наши тематические занятия для детей на тему «Птицы» начинаются:

1. Смотрим детские познавательные презентации.

Вы можете просмотреть и скачать презентацию «Голуби» - для и для детей от .

Еще раз хочу познакомить вас с удивительной находкой, найденной на youtube - презентациями о звуках птиц, созданными автором Николаем Мазепа.

Вот одна из них:

Можно включить пение птиц фоном, вместо музыки, периодически обращая внимание ребенка на то, кто это поет. Также использовать в любых тематических занятиях, связанных с птицами. У Николая огромное количество презентаций, в которых можно услышать очень многих птиц - даже взрослым весьма интересно послушать и посмотреть на живую природу не выходя из дома.

2. Посмотрим и поговорим

Для подогрева интереса давайте просто посмотрим на красивых птиц и вспомним все, что мы знаем о них.

Скачайте карточки с изображением птиц. Если у вас нет возможности их распечатать - покажите ребенку картинки в виде презентации.

3. Идем искать птиц

А теперь я предлагаю отправиться на улицу и найти тех птиц, звуки которых удалось послушать дома. Например, голубей, ворон или воробьев. Не забываем, что птичек можно покормить, поэтому берем с собой хлеб, семечки или пшено.

На прогулке рассматриваем птичек:

«Посмотри, малыш, у птиц на ногах есть цепкие пальцы, которыми они крепко цепляются за ветви деревьев и не падают».

«Смотри, как низко пролетел этот голубь, почти над твоей головой, а вот та ворона летит высоко - вот она села на высокое дерево (повторяем понятия высоко – низко)».

«Птица может не только летать с помощью крыльев, но и ходить маленькими ножками, как мы и как животные. На земле она ищет себе еду (в этот момент можно покормить голубей)».

«Помнишь, как громко каркала ворона в презентации, давай послушаем - возможно, нам сейчас повезет, и мы услышим ее звуки вновь. А какой у вороны огромный клюв!»

«А вот шустрый воробей прыгает по дорожке, такой маленький и беззащитный. Наверное, он очень боится кошки. Смотри, малыш, внимательнее, нет ли здесь кошки - мы же не хотим, чтобы воробушек пострадал».

В этот момент можно разыграть ролевую игру - вы - кошка, малыш - птичка.

«А какие птицы все разные и у всех такое интересное оперение. А сколько различных цветов в их перьях. Давай приглядимся по внимательнее».

«Смотри, ворона большая, голубь средний, а воробей совсем маленький (сравниваем тех птиц, которых удалось увидеть в день прогулки - повторяем понятия большой – маленький)».

4. Превращаемся в птичек

Сейчас вы можете продолжать занятия на улице или пойти домой. Предложите ребенку поиграть - пусть он на несколько минут превратится в птицу.

Воробей:

Садимся на корточки, прижимаем руки к себе и быстро машем кистями рук. Пробуем немного попрыгать в таком положении. При этом все время вместе чирикаем, проговариваем какие воробьи маленькие и шустрые.

Ворона:

Немного медленнее машем полусогнутыми руками. Объясняем ребенку, что у вороны крылья больше чем у воробья, потому, что она сама больше. Садимся на корточки и пытаемся медленно походить, при этом, не забывая громко каркать.

5. Музыкальная сказка

Для воплощения следующего занятия нам нужно взять любой клавишный инструмент, например, детское пианино (если есть, конечно, лучше настоящий инструмент), металлофон или синтезатор.

Скачайте сказки. Распечатайте или просто читайте с компьютера презентацию с картинками.

Чтобы перейти к сказкам, кликните на картинку.

6. Пальчиковая игра «Птички»

Сейчас мы будем развивать мелкую моторику и движения кистей рук. Вместе с ребенком скрещиваем руки на уровне запястий - это крылья. Машем крылышками: «Птичка летает, вот вверх полетела, потом вниз» ( вновь повторяем понятия вверх – вниз).

Складываем ладони вместе и приземляемся: «Устала птичка, решила отдохнуть - крылышки сложила» .

Народные песенки-потешки про птиц для детей

Летели птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели,

Как они садились,

Все люди дивились.

Прилетели птички,

Птички-невелички,

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетели —

Зернышки клевали.

Дятел-вятел

Сел на сук.

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук!

Долбит сук.

Совушка-сова,

Большая голова

На суку сидела,

Головой вертела.

Во траву свалилася,

В яму провалилася.

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

Лети скорей в лесок,

Ку-ку, ку-ку, кукушечка,

— Гуси, гуси!

— Га! Га! Га!

— Есть хотите?

— Да! Да! Да!

— Ну, летите!

— Нет! Нет! Нет!

Серый волк под горой

Зубы точит,

Есть нас хочет!

— Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Хороша ворона-птица,

Да в певицы не годится.

Как откроет рот — кошмар,

Слышно только: «Кар-кар-кар!»

Ты, сорока-белобока,

Научи меня летать,

Невысоко, недалеко,

Только солнышко видать!

— Уточка да луговая,

Серая да полевая,

Где ты ноченьку ночевала?

— Под мостом, мосточком,

Под ивовым кусточком;

Уж я, утя, хожу,

Малых деток вожу,

А я, утя, поплыву,

Малых деток поведу.

— Птица-синица, где ты была?

— Я летала по садам,

Я бывала тут и там.

— Птица-синица,

Кто твоя сестрица?

Гуси серые летели,

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

Уж ты, ласточка,

Ты, касаточка,

Ты возьми ключи,

Лети на небо,

Ты запри зиму,

Отопри лето!

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас

Зиму холодную.

Андрей-воробей!

Не гоняй голубей,

Гоняй галочек

Из-под палочек;

Не клюй песок,

Не тупи носок!

Пригодится носок

Клевать колосок.

Стихи русских поэтов про птиц для детей

О. Высотская «Гости»

Для гостей

Сыплет Костя пшено.

Воду льет на блюдце —

Пусть они напьются.

Гости пьют

Не хотят,

Не даются

Вот какие гости

На окне у Кости!

Саша Черный «Дятел в дуб все тук да тук»

Дятел в дуб все тук да тук...

Дуб скрипит:

— Что там за стук?

Л. Чарская «Посмотри...» (отрывок)

Посмотри... На ветке липы

Зяблик песенку поет...

Он сейчас поймает мошку

И в гнездо себе снесет.

В. Жуковский «Птичка»

Птичка летает,

Птичка играет,

Птичка поет;

Птичка летала,

Птичка играла,

Птички уж нет!

Где же ты, птичка?

Где ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты

Песню свою.

Э. Мошковская «Зяблик согрелся»

— Пинь! Пинь! Пинь!

Шубу скинь! Скинь! Скинь!

Зяблик распелся — зяблик согрелся!

Э. Мошковская «Кругом — снег»

Кругом — снег.

А на горке — нет!

Увидали грачи.

Каждый кричит,

Как матрос с корабля:

В. Жуковский «Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны...

А. Блок «Ворона»

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

О. Высотская «Птичий дом»

Чуть растопит солнце вешнее

На дворе у нас снежок,

Птичьи домики — скворечники

Мы сколотим из досок.

Тук-тук молотком,

Строим, строим птичий дом!

На дворе тепло и весело,

Лед ломается в реке,

Птичий домик мы повесили

На березовом сучке.

Ждем, ждем, птички, ждем,

Прилетайте в новый дом!

И. Тургенев «Синица» (отрывок)

Слышу я: звенит синица

Средь желтеющих ветвей;

Здравствуй, маленькая птица,

Вестница осенних дней!

Хоть грозит он нам ненастьем,

Хоть зимы он нам пророк —

Дышит благодатным счастьем

Саша Черный «Воробей»

Воробей, мой воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки — бисер, лапки — врозь,

Лапки — боком, лапки — вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону —

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну, еще немножко...

Фурх! удрал... какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Саша Черный «На заборе снег мохнатый»

На заборе снег мохнатый

Толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата...

Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора,

Головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро

Клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки?

Мало ль места вам кругом —

На березовой макушке,

На крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой —

Через форточку б махнул

И веселою нырялкой

В синем небе потонул...

С. Михалков «Скворец»

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По нескольку минут...

Не требуя награды

За свой талант и труд.

Н. Рубцов «Ворона»

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов «Воробей»

Чуть живой.

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей.

Из-под крыши бросается к ней.

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему...

A. Майков «Ласточки»

Мой сад с каждым днем увядает;

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно!

Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу —

Пустое гнездо над окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали

Две ласточки, строя его!

Как прутики глиной скрепляли

И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!

Как любо им было, когда

Пять маленьких, быстрых головок

Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,

Как дети, вели разговор...

Потом полетели, летуньи!

Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!

Они уж в иной стороне —

Далёко, далёко, далёко...

О, если бы крылья и мне!

B. Маяковский «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?» (отрывок)

Несется клич

со всех концов,

несется клич

во все концы:

— Весна пришла!

Даешь скворцов.

Добро пожаловать, скворцы!

В самом лучшем месте

самой лучшей рощи

поразвесистей

готова жилплощадь.

И маленькая птица

с большим аппетитцем.

для кормежки и зерна,

Саша Черный «Аисты»

На вершине вяза,

Над чужим гнездом,

Аист долговязый

Сторожит свой дом.

А в гнезде супруга

С тройкою птенцов...

Ветер дунул с луга:

Не пора ль на лов?

Дрогнув красной ножкой,

Аист поднял клюв:

Слушает сторожко,

Шею изогнув...

Шух! Вспорхнул с макушки

И летит к лугам.

В ужасе лягушки

Прыгают к стогам.

Цап! Понес, как тряпку,

В ясной синеве.

Старшему даст лапку,

Младшему даст две...

А под вечер разом,

Только схлынет зной,

Он с вершины вяза

Затрещит с женой:

«Ночь идет, тра-та-та,

Спать! Тра-та, та-тан!»

Словно два солдата

Лупят в барабан.

А барбоска в будке

Носом тычет в грудь:

«Р-р!.. Ни на минутку

Не дадут заснуть!»

Рифмовки

Аист к нашему болоту

Прилетает на... (охоту).

Примостилась на суку —

И кричит: ...(«Ку-ку, ку-ку!»).

Мошек птичка поедает,

Как стрела она... (летает).

Дятел клювом-долотом

Строит дом с одним...(окном).

Воробьишки прилетели,

Крошки, зёрнышки все... (съели).

Сорока пестрая,

Птица длинно... (хвостая).

Днем, когда светло,

Сова летит в...(дупло).

Птичка-невиличка

Зовут ее... (синичка).

В розовой жилетке

Сидит снегирь на... (ветке).


© 2024
tm-zhukov.ru - Бизнес портал - Zhukov