13.01.2024

Виды школьных проектов их классификация и характеристика. Классификация школьных проектов


Тип проекта Краткая характеристика
1. Информационный Цель проекта -сбор информации о каком-либо объекте или явле­нии, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский
3. Творческий
В реальной образовательной практике проекты носят чаще всего смешанный (комбинированный) характер, сочетают признаки разных типов проектов.

Практическое задание:

1. Проведите анализ характеристик предложенных типов учебных проектов. 2. Определите типы учебных проектов, которые могут интегрироваться (объединяться).

3. Обоснуйте интеграцию типов учебных проектов.

4. Определите тип(типы) учебного проекта в соответствии с проблемой, которую Вы определили для разработки учебного проекта.

5. Заполните таблицу.

Таблиц а

Цели учебного проекта

Цель учебного проекта является основным элементом достижения планируемого результата. Формулировке целей необходимо уделить особое внимание, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех разработки проекта.Вначале определяются самые общие цели, затем общие цели детализируются до конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы.

Цели подразделяются на:

1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Оргдеятельные цели - овладение навыками самоорганизации: ставить перед собой цели, планировать деятельность,работать в группе, грамотно вести дискуссию, проводить анализ информации.

3. Креативные цели - творческие цели:конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Евгения Семеновна Полат д.п.н., профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения ИСМО РАО выделяет следующие цели учебного проектирования: формирование критического (аналитического, ассоциативного, самостоятельного, логического, системного) и творческого мышления; формирование умений работать с информацией: отбирать и анализировать нужную информацию из разных источников; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной учебной задачей;выявлять и формулировать проблемы в различных областях знания и окружающей действительности, выдвигать варианты их решения; ставитьэксперименты, формулировать аргументированные выводы, проводить доказательство, статистически обрабатывать полученные опытные данные; генерировать (создавать) новые идеи, возможные пути поиска решений, оформления результатов;формирование умений работать в группе, решать познавательные, творческие задания в сотрудничестве, исполняя разные социальные роли;развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.

Практическое задание :

1. На основе кратких характеристик типов учебных проектов, приведенных в таблице, выберите целиучебного проекта, используя рекомендации к формулировке целей Е. С.Полат.

2. Заполните таблицу.

Таблица

Тип учебного проекта Краткая характеристика Цели учебного проекта
1. Информационный Цель проекта - сбор информации о каком-либо объекте или явле-нии, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение, а также представление в виде рефератов, статей, докладов, фото- и видеоматериалов, таблиц, схем и т. п. В ходе выполнения таких проектов у студентов формируются умения и навыки поиска, обработки и представления информации. Информационные проекты могут интегрироваться в исследовательские.
2. Исследовательский Моделирует ситуацию реального научного поиска. Такой проект предполагает доказательство актуальности темы исследования, формулирование проблемы, предмета, задач и методов исследования, определение источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения проблемы, разработку путей ее решения, проведение эксперимента, обсуждение и оформление результатов исследования (научная публикация, научный отчет, участие в конкурсе проектов и т. п.)
3. Творческий Отличается от других типов проектов четко продуманной структурой оформления результатов проекта в виде сценария спектакля, видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, альбома, выпуска газеты, радиопередачи и др. В то же время структура совместной деятельности участников проекта детально не прорабатывается, она только намечается и развивается далее, подчиняясь жанру конечного результата.
4. Практико- ориентированный (прикладной) Отличается четко обозначенным с самого начала социально значимым результатом деятельности его участников. Этим результатом,например, может быть какое-либо наглядное, дидактическое пocoбие (схема, таблица, справочный материал, раздаточный материал в виде карточек и т п.), проект оформления столовой, учебных кабинетов и др. Требует тщательно продуманнойструктуры и роли и функцийкаждого участника. Кроме того, необходимо предусмотреть каждого студента в оформлении конечного результата (продукта). Особенно важной является роль координатора проекта в плане поэтапных обсуждений, корректировки деятельности, в организации презентации полученных результатов и способов внедрения их в практику, систематической внешней оценки проекта.

Практическое задание:

1. Используя материалы таблицы «Цели учебного проекта» сформулируйте цели в соответствии с выбранным Вами типом учебного проекта.

Классификация учебных проектов

Существует множество подходов к классификации учебных проектов. Одним из авторов классификации учебных проектов является Алла Степановна Сиденко д.п.н., профессор АПК и ППРО.

В современной педагогической практике среднего профессионального образования выделяют следующие виды учебных проектов :

По области применения

· Образовательный проект: проект – иллюстрация учебной темы;текущий учебный проект, итоговый учебный проект по дисциплине

· Воспитательный проект

· Организационный проект

· Нормативно-правовой проект

· Социально значимый проект (проект, связанный с разрешением проблем экологии города, района, проблем семейных, молодежных конфликтов)

· Политический проект.

По предмету труда

· Человек – человек

· Человек – природа

· Человек – техника

· Человек – художественный образ

· Человек – знаковая система

По сфере применения

· Образовательная организация

· Профессиональное самоопределение

По интересам

· Познавательные

· Коммерческие

· Игровые

· Профессионально – трудовые

· Научные

По материальному воплощению

· Интеллектуальные

· Информационные

· Комплексные

По материальному воплощению

· Индивидуальные

· Групповые

По структуре содержания

· Мономодульные(охватывают один раздел, тему программы учебной дисциплины)

· Полимодульные (соединение содержания нескольких разделов, тем программы учебной дисциплины)

· Интегрированные (межпредметные)

По уровню творчества

· Репродуктивные

Классификация проектов

В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. Здесь представленна классификация проектов:

1. Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию.

2. Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления.

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

Данный тип проекта выделялся исходя из доминирующего принципа.

3. Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

4. Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

5. Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.

6. Монопроекты.

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т.п.

Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

7. Межпредметные проекты.

Межпредметные проекты, как правило, выполняют во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

На практике обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. В связи с этим широко используется метод проектных задач с которыми мы познакомимся далее.

Многообразие осуществляемых проектов чрезвычайно велико. Они могут отличаться по сфере приложения, масштабам и степени сложности, уровню уникальности, влиянию результатов на организации и общество и т.п.

На рисунке 1 представлены основные виды проектов (классификация по версии НТК – Национальные требования к компетенции менеджера проекта).

Рисунок 1 – Основные виды проектов


Исходя из представленной схемы, в НТК проекты предлагается проекты классифицировать по следующим критериям :

1) класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области проекты подразделяются на монопроекты, мультипроекты и мегапроекты;

2) тип проекта – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, выделяют проекты социальные, экономические, организационные, технические и смешанные;

3) вид проекта – по характеру предметной области проекты подразделяются на учебно-образовательные, исследования и развития (научно-исследовательские), инновационные, инвестиционные и комбинированные (смешанные);

4) длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта они подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

5) масштаб проекта – по объемам работ проекта, числу участников и степени влияния на окружающий мир проекты делят на мелкие, средние, крупные;

6) сложность проекта – по степени сложности проекты бывают простые, сложные, очень сложные.

Опишем некоторые из типов проектов.

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами (например, в США: капиталовложения до $10-15 млн.; трудозатраты до 40-50 тыс. чел-час.).

Например, это опытно-промышленные установки, небольшие (часто в блочно-модульном исполнении) промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно перераспределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с тем затруднительность исправления допущенных ошибок в связи с дефицитом времени на их устранение требует весьма тщательного определения объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы, графика проекта и форм отчета, а также условий контракта.

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например, развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.п.), межотраслевые (т.е. затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные.

Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д.

Мегапроектыобладают рядом отличительных черт :

1) высокой стоимостью (порядка $1 млрд. и более);

2) высокой капиталоемкостью – потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования, обычно силами консорциума фирм;

3) высокой трудоемкостью – 2 млн. чел.-час. на проектирование, 15-20 млн. чел.-час. на строительство;

4) большой длительностью реализации: 5-7 и более лет;

5) необходимостью участия других стран;

6) отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

7) влиянием на социальную и экономическую среды региона и даже страны в целом.

Наиболее характерные примеры отраслевых мегапроектов– проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла в среднем 5-7 лет, а стоимость – более $10-15 млрд.

Сложные проекты подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетривиальные подходы и повышенные затраты на их решение.

На практике встречаются «урезанные» варианты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности. Например, использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др.– все это суть проявления сложности проектов.

Краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. На таких объектах заказчик обычно идет на увеличение окончательной (фактической) стоимости проекта, против первоначальной, поскольку более всего он заинтересован в скорейшем его завершении.

Бездефектные проекты в качестве преобладающего фактора используют повышенное качество. Обычно стоимость бездефектныхпроектоввесьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции).

Модульные проекты связаны с модульным строительством объектов (другими словами это комплексно-блочный метод), суть которого состоит в том, что большая часть будущего объекта (иногда – до 95% его стоимости) изготавливается не на месте будущей эксплуатации, а «в стороне» – иногда за тысячи километров от строительной площадки, в заводских или полузаводских условиях. После изготовления такие крупные модули транспортируются и устанавливаются на месте будущей эксплуатации. Этот метод эффективен для промышленных объектов (как правило, топливно-энергетического назначения), сооружаемых в труднодоступных, отдаленных районах с неразвитой производственной и социальной инфраструктурой. Комплектно-блочный метод (КБМ) широко применялся в отечественной практике в 80-е годы для решения задачи освоения нефтяных и газовых месторождений в труднодоступных районах Западной Сибири.

Монопроекты выступают в качестве альтернативы мультипроектам, имеют четко очерченные ресурсные, временные и другие рамки, реализуются единой проектной командой и представляют собой отдельные инвестиционные, социальные и т.п. проекты.

Международные проекты обычно выделяются значительной сложностью и стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и возможностях партнеров.

Для решения задач таких проектов создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем. При этом каждый партнер вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях.

По версии исследователя Р. Арчибальда, управление проектами развивается в направлении специализации методов и подходов.

Арчибальд выделяет следующие категории проектов, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация проектов (по Р. Арчибальду)

Категория проектов Примеры
1) Оборонные и аэрокосмические проекты - разработка новых систем вооружений и военной техники; - создание и запуск спутников и др.
2) Проекты развития бизнеса и организаций - приобретение и слияние активов; - совершенствование систем управления; - создание нового бизнеса; - реорганизация.
3) Телекоммуникационные проекты - внедрение новых телекоммуникационных технологий; - развитие систем.
4) Проекты подготовки и проведения мероприятий - Олимпийские игры; - конгрессы; - съезды и т.д.
5) Инфраструктурные проекты - строительство (гражданское и промышленное дорожное, энергетическое и нефтегазовое, экологическое; судостроение); - вывод из эксплуатации и ремонт активов и др.
6) Проекты разработки и внедрения информационных систем - разработка программного обеспечения; - внедрение типовых систем; - комплексные ИТ-проекты.
7) Международные и государственные проекты - развитие территорий; - сельское хозяйство; - здравоохранение; - образование и др.
8) Проекты медиа- и шоу-бизнеса - съемки фильмов; - телепрограммы; - театральные постановки и т.д.
9) Разработка новых продуктов и услуг - разработка нового производственного оборудования; - потребительские продукты и услуги; - фармацевтические продукты; - банковские продукты и услуги.
10) Научные исследования и опытно-конструкторские разработки - исследования окружающей среды; - медицинские исследования; - научные исследования и др.

Для многих из перечисленных типов проектов разрабатываются особые подходы к их реализации и управлению, но базовые принципы управления проектами остаются неизменными для всех видов проектов.

Следует отметить отличие проектов от текущей (операционной) деятельности организации.

Анализируя работу любой организации, практически всегда можно выделить два основных вида деятельности, которые существуют параллельно: повторяющиеся процессы (операции) и проекты.

Основными различиями этих двух видов деятельности являются следующие: операционная деятельность носит повторяющийся, циклический характер, а проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки.

Повторяющиеся операции характеризуются достаточно высокой степенью определенности, предполагают использование освоенных технологических процессов и имеющегося оборудования, требуют системы управления, нацеленной на повышение эффективности использования уже имеющегося оборудования и ресурсов в однотипных циклах производства.

Проекты , как правило, направлены на реализацию тех или иных изменений внутри организации или во внешнем окружении. Соответственно, их реализация предполагает высокую степень неопределенности, связанную как с выполнением работ проекта, так и с внешним окружением.

Например, если рассматривать изготовление автомобилей, то работу производственного конвейера, подготовку квартальных балансов в бухгалтерии или обработку входящей/исходящей корреспонденции можно отнести к повторяющимся операциям.

Примерами внутренних изменений в рассматриваемом случае могут служить разработка новых моделей продукции, переналадка или ремонт конвейера, внедрение новой автоматизированной системы.

Внешними по отношению к организации изменениями являются проведение маркетинговой кампании, расширение сфер бизнеса, целенаправленные изменения рынка.

На рисунке 2 и в таблице 2 представлены примеры проектов и операционной деятельности в организации, а также сравнение обычной работы с проектами.

Рисунок 2 – Проекты и операционная деятельность в организации

Таблица 2 – Сравнение обычной работы с проектами

Таким образом, значительную часть деятельности компании составляет сегодня проектная деятельность. Учитывая, что она сложнее операционной в отношении планирования и контроля, руководители высшего и среднего звена современной компании посвящают, по оценкам экспертов, вопросам реализации проектов до 60% своего рабочего времени.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • - практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • - исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • - информационный проект -- сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • - творческий проект -- максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт -- альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • - ролевой проект -- литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

  • - тематическим областям;
  • - масштабам деятельности;
  • - срокам реализации;
  • - количеству исполнителей;
  • - важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

  • - в определенной степени неповторимы и уникальны;
  • - направлены на достижение конкретных целей;
  • - ограничены во времени;
  • - предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные -- выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают -- внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • - минипроекты -- укладываются в один урок или даже его часть;
  • - краткосрочные -- на 4-6 уроков;
  • - недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • - долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

  • - научный доклад;
  • - деловая игра;
  • - демонстрация видеофильма;
  • - экскурсия;
  • - телепередача;
  • - научная конференция;
  • - инсценировка;
  • - театрализация;
  • - игры с залом;
  • - защита на Ученом Совете;
  • - диалог исторических или литературных персонажей;
  • - спортивная игра;
  • - спектакль;
  • - путешествие;
  • - реклама;
  • - пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; позиция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятельности учащихся.

Если задачей педагога является обучение проектированию, то в работе по методу учебных проектов упор нужно сделать не на том, что получилось в результате совместных (хочу это подчеркнуть!) усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание «засветиться» на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много: на любой вкус. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой «Выставку достижений учителей (научных руководителей)». В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Начнем с самой основной классификации, определяющей содержательную специфику каждого проекта:

1. Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов:

1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

Внутриклассными;

Внутришкольными;

Региональными;

Межрегиональными;

Международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

    Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

    Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

    Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

    Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.


© 2024
tm-zhukov.ru - Бизнес портал - Zhukov